"Собеседник", декабрь 2000 г.

Журнал «Собеседник» декабрь 2000

Рубрика «Беседа»

 

И МУЗЫКА ЗВУЧИТ НАД ПОЛЕМ БРАНИ...

 

   Полковник, старший офицер главного командования внутренних войск по вопросам культурно-досугового обеспечения, народный артист Калмыкии и Дагестана Валерий Юрьевич Новожилов - человек неординарных способностей. Это заметно с первого взгляда, с первого рукопожатия. Всего за пять лет ему удалось не просто «поднять культмассовый сектор» в ВВ,но и создать целый ряд традиций. И все это бла­годаря его напору, энтузиазму, умению находить контакт с людьми.

   —Валерий Юрьевич, я, честно гово­ря, поражен масштабом проделанной вами работы. А как и с чего ни начинали?

   - Я не заканчивал никаких специальных институтов. С  культурой, искусством меня связывало, так сказать, стремление души. Карьера военного — дань моим ро­дителям. Но еще учась  в военном учили­ще в Минске, я дебютировал на сцене театра музыкальной комедии Белоруссии. Потом служил в Туркестанском военном округе, в 200 километрах от Ашхабада. Прошел им все офицерские должности вплоть до командира полка по работе с личным составом, досрочно получил звание майора, был переведен в Ашха­бад. После ветром перемен меня занесло в Москву, в главное командование внутренних войск. Там мне предложили заниматься вопросами культуры. Но в глав­ном командовании никого не знал лично и там не знали меня. Просто посмотрели личное дело, увидели, что я рано получал должности: в 28 лет уже был замкомандира полка, в 24 года стал кандидатом ис­торических наук...

   —Каково же вам было на новом ме­сте начинать все с нуля?

  —Огромную роль в моем становле­нии сыграл Махмуд Эсембаев, вечная ему память. Он был моим учителем, помогал мне в трудную минуту, окружал меня по­чти родительской заботой. С Махмудом я впервые встретился в 1984 году за кулисами минского театра. Он увидел мою игру и тут же предложил войти в свой коллек­тив. Он ведь не знал, что я военный. А когда уже в Москве мне было поручено заниматься вопросами культуры, я позвонил Эсембаеву. Он познакомил меня со многими деятелями искусств, с директо­ром концертного зала «Россия». Я по нату­ре такой человек, что мне не надо второй раз показывать дверь, в которую лучше войти. Поэтому когда в 1996 году указом президента был введен праздник — День внутренних войск, я подумал: «Почему на День милиции проводится концерт в «Рос­сии», а на наш праздник — нет?»

   —И вы довели эту идею до главного командования, нашли деньги, пригласили артистов, телевидение?.

   - Совершенно верно. И первый кон­церт в 1997 году так всем понравился, что решено было сделать его традиционным, ежегодным. Другая традиция — смотр-конкурс авторской песни и художествен­ной самодеятельности ВВ. Когда в 1996-м мы объезжали группировку внутренних войск в Чеченской республике, я услышал песни наших ребят. На каких-то разбитых магнитофонах, с ужасным уровнем записи аудиокассеты заслушивались до дыр в окопах и блиндажах, в перерывах между перестрелками... И это было так талантливо, так брало за душу. Вернувшись в Москву, мы подготовили проект создания смотра-конкурса по  внутренним войскам России.

   —      В три этапа: сначала в частях, по­том в дивизиях, округах и финальный тур — в Москве, накануне Дня внутренних войск, в том же году этот конкурс состо­ялся, а песни лауреатов были выпущены на аудиокассетах, ставили традиционным сувениром, подарком для всех гостей внутренних войск. В этом году заверша­ется уже четвертый смотр-конкурс.

   —А как же все разговоры о том, что культура умерла; что армия и внут­ренние войска находятся не в самом луч­шем финансовом положении? Как вам удается выбивать финансирование на проведение культмассовых мероприятий.

   —Мы никогда ничего не выбивали, уж поверьте. Финансирование и правда мизерное. Но мы на него и не рассчиты­вали. Сегодня один концерт стоит десят­ки тысяч долларов. Такие средства могут дать только спонсоры. Мы их ищем и на­ходим. Это фармацевтическая корпорация «Биоток», которая фактически стала генеральным спонсором культурных мероприятий ВВ. Это косметический концерн «Арбат-Престиж», благотворительный фонд «Забота». Хотя артисты у нас бес­платно выступают, аренда помещений, красивая обстановка, программки, приглашения, цветы, фуршет для гостей — это все обязательная часть настоящего праз­дника, и мы ее обеспечиваем.

   —Насколько я понял, большую роль в вашей жизни сыграли звезды нашей эст­рады?

   —Да, конечно. Например, с Иоси­фом Кобзоном мы познакомились в 1986 году на конференции в Туркестанском во­енном округе. По большому счету то, что он работал с академическим ансамблем песни и пляски МВД, и предопределило мою дальнейшую карьеру, когда в пере­велся из Минобороны во внутренние вой­ска. Другой мой кумир — Лариса Долина. Без нее, ее песен, ее доброты не обхо­дится ни одно мероприятие, которое мы проводим. Она как никто другой помога­ет нашим ребятам, воюющим в Чечне. И не из тщеславия, а от всего сердца...

   —Мы с вами беседуем накануне концерта в честь Дня внутренних войск в Кремлевском дворце, который состоится 27 марта. Расскажите, что это будет за ме­роприятие?

   —Ну, во-первых, мы растем, Из «России» в этом году мы перебираемся в Кремль. Во-вторых, в концерте примут участие все звезды, которые нам помогали на протяжении последних лет: Леон­тьев, Аллегрова, Газманов, Буйнов, Меладзе и другие. Обещала спеть Алла Бо­рисовна Пугачева. Наш принцип в том, что мы можем показать не только лучшие коллективы внутренних войск, но в то же время, учитывая дороговизну билетов, дать возможность военнослужащим и членам их семей увидеть на сцене лучших популярных артистов, звезд абсолют­но бесплатно. Хотя бы раз в году, в про­фессиональный праздник.

   —Ну и традиционный вопрос, кото­рый принято задавать деятелям культуры. Каковы ваши творческие планы?

   —Самое главное для меня сегодня - сделать так, чтобы культурные тради­ции, которые с таким трудом создавались в ВВ, не умерли. А наоборот, сохранились и росли.    

    Дмитрий ЕВТЕЕВ