Журнал «Наша власть»№05-06 2011

Журнал «Наша власть»№05-06 2011

Рубрика «Золотой фонд. Военная элита России»

 

ВСЯ СЛУЖБА – ПО ПОРЯДКУ

           - Вот ты каков, «воитель смелый», - генерал пристально посмотрел в глаза абитуриента-восьмиклассника и неожиданно для себя встретил такой же прямой и пытливый взгляд. 

           - «Мечом раздвинувший пределы», - парнишка продолжил цитату, да еще в подтверждение своей литературной подкованности добавил, - Александр Сергеевич Пушкин. «Руслан и Людмила». Только я совсем не Рогдай, товарищ генерал, мы - мирные люди... Председателю приемной комиссии оставалось только от души рассмеяться: «Мирные люди, а училище-то наше - военное!» Генерал-майор Василий Иванович Шумаев, начальник Ленинградского суворовского, был человеком проницательным, с поговоркой «чужая душа - потемки» он никогда не соглашался. Большинство своих воспитанников он видел насквозь - были в нем и командирский опыт немалый, и педагогический талант, да и просто отцовская любовь к своим мальчишкам в алых погонах.

            У этих, проходивших через прием­ную комиссию, погон, впрочем, еще не было. И от гражданских своих замашек, вольнодумства пере­ходного возраста они еще не избави­лись. Кто-то робел до заметной дрожи в коленках. Кто-то, напротив, старался выглядеть независимо, но выходило это ненатурально, вычурно. Вот про этого - генерал заглянул в список - Валерия Новожилова преподаватели говорят, что он намеренно, как-то уж очень явно за­валил экзамен. А ведь в свидетельстве об окончании 8 классов - одни пятерки.

            Начальник училища после услышан­ной выразительной декламации поэмы Пушкина все «просек» моментально:

- Да он двоечником только прикиды­вается. Это же артист! Будет зачислен — и точка! Вопросы есть?

            Вопросов ни у приемной комис­сии, ни у абитуриента Новожилова не было...

            Почему он тогда решил «забастовать» против суворовского училища? Да в знак протеста против волевого решения роди­телей! Валерий после восьмого класса уже поехал комиссаром комсомольско-молодежного лагеря в деревню Ополье помогать в колхозных работах. И вдруг за ним приезжает отец с военкомом: «Соби­райся в суворовское». Он же диктата над собой никогда не любил - вот и решил тот единственный экзамен в суворовском завалить. А ведь мать с отцом всю жизнь втайне мечтали видеть сына военным - для них советский офицер был символом надежности, жизненного успеха. Теперь можно уверенно говорить — не прога­дали они, когда определяли сына в это училище...

             И сам он сегодня, спустя тридцать лет, в мельчайших деталях вспоминая свои суворовские годы, благодарит судьбу, что все-таки не соскочил тогда из юноше­ского упрямства с военной стези. Кстати, из того выпуска Ленинградского СВУ 1981 года он один-единственный стал генералом. Сегодня генерал-лейтенант Валерий Юрьевич Новожилов - заме­ститель главнокомандующего внутрен­ними войсками МВД России по военно-научной работе.

             А из Минского общевойскового военно-политического училища он вы­пускался в 1985 году - году начала пре­словутой перестройки. В курсантском альбоме с фотографиями друзей и ви­дами Минска среди эпиграмм, адресов и автографов однокашников есть и такие строки: «Наилучшие пожелания будущему блестящему офицеру от бывшего солдата Алешки Скворцова». Помните этого удивительно чистого и искреннего бойца из «Баллады о солдате»? Актер Владимир Ивашов уже тогда высмотрел в курсанте Новожилове незаурядную, талантливую личность. Общались они в ходе совместных мероприятий на фрон­те культурно-шефской работы в войсках. Тот фронт был ох и широк!..

           «Блестящий генерал! Молодец!» - приходилось не раз слышать о нем. Другие говорили: «Везунчик! Просто везет ему!»

            Правда, как водится, где-то посереди­не. Блестящий генерал - это не только оттого, что погоны золотые. А везет, как известно, тому, кто везет. А это не просто...

            Свою офицерскую службу в Турке­станском военном округе он до сих пор считает самыми радостными годами, наполненными живой работой, каждо­дневными открытиями. Да, было трудно, но он, суворовец, многие заветы непобе­димого своего кумира помнил с младых ногтей. В том числе и этот: «Легкие по­беды не льстят сердцу русскому».

             В пустынных, знойных летом и сту­деных зимой, гарнизонах Валерий Новожилов прошел прекрасную шко­лу: здесь готовили бойцов для советского контингента в Афганистане - ограниченного и, казалось, безгранич­ного, здесь он, двадцатипятилетний офицер, защитил кандидатскую дис­сертацию, здесь его избрали делегатом XX съезда ВЛКСМ, здесь он вырос до заместителя командира полка...

            После распада СССР предлагали служить в армии Туркменбаши. Но раз­ве ж можно?! Перевелся во внутренние войска МВД России - «воюющие вой­ска». Побывал в Чечне, служил в главном командовании. Потом снова «вернулся в народ» - был назначен заместителем командующего войсками Сибирского округа внутренних войск. Здесь аж дух захватывало - простор таежный, про­стор творческий. А еще - масса проблем и нерешенных вопросов, внезапно воз­никающих и долгосрочных задач.

           Командующий войсками Сибирского округа внутренних войск (ныне — ре­гиональное командование) генерал-лейтенант Александр Викторович Бутин перед членами военного совета, коман­дирами частей и соединений задачу ставил так: «Работать с личным составом должны все, вне зависимости от специ­альности, должности и воинского звания. Успех дела решают люди!»

          Командующий нашел в Новожилове не просто человека понимающего свою роль, но надежного единомышленника, сподвижника. Валерий Юрьевич по­нимал сам и внушал подчиненным, что отношения с людьми - это и есть работа с личным составом. Отношения эти не вдруг появятся, не по приказу, их надо кропотливо строить общими усилиями.

Ни один зам по работе с личным со­ставом, будь он хоть семи пядей во лбу и трижды доктором любых наук, никогда не сможет донести до солдата «идею о не­обходимости сознательного исполнения воинского долга», если солдат при этом сидит в холодной казарме или карауле (уголь не завезли или система какая-то вышла из строя), в мокрой обуви (ее негде просушить или она прохудилась), если он голоден (обед был до отвращения невкусным) или болен (некому и нечем лечить)...

           Такой стиль командования во мно­гом помог вывести сибиряков в пе­редовики по войскам, у них прово­дились учебно-методические сборы, показные занятия, их опыт работы по морально-психологическому обеспе­чению служебно-боевой деятельности внутренних войск лег в основу Наставления, утвержденного приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ генерала армии Н.Е. Рогожкина в 2007 году. Не случай­но и генерал-лейтенант А.В. Бутин стал первым заместителем главкома.

            А Валерий Юрьевич Новожилов вер­нулся в войсковой главк на должность заместителя начальника управления по работе с личным составом. То, что в советское время называлось партийно-политической работой, ему, всегдашнему отличнику, было знакомо и из собствен­ной богатой практики. Теперь же гене­рал Валерий Новожилов должен был держать под контролем все направления морально-психологического обеспече­ния: работу по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка (повыше­ние ее эффективности в последнее время отмечает и Главная военная прокурату­ра), информационно-воспитательную, социально-психологическую, военно-социальную... И не просто держать под контролем - но развивать, совершен­ствовать.

           Любимый с курсантских лет куль­турный фронт в войсках широчайший: развивается музейная работа, кипит жизнь в клубах и Домах офицеров, активизируются СМИ, четко отлажена структура ветеранских организаций -лучшая в системе МВД.

           Как-то в кавказской командировке, еще в первую чеченскую кампанию, обратил внимание на то, что солдаты любят в походных условиях слушать «песни про себя», которые обычно на­зывают бардовскими. В палатках крутят на допотопных магнитофонах и плеерах «самопальные» кассеты. Вернувшись в главкомат, подполковник Новожилов предложил провести войсковой смотр самодеятельной песни, записать и рас­тиражировать лучшие. Идея была встре­чена, мягко говоря, без энтузиазма - до концертов ли, когда в стране неразбери­ха, когда «горячие точки» вспыхивают, войска практически из боев не выходят... Но провели первый смотр, выпустили аудиокассету лауреатов, и... дело пошло, продолжается до сих пор, набирая обо­роты. И никому уже не надо доказывать, что песня не только строить и жить, но и служить помогает.

             Внутренние войска всегда задают тон и на больших смотрах, конкурсах. В нынешнем году в Сочи прошел уже XIV Межрегиональный фестиваль ар­мейской песни «За веру! За Отчизну! За любовь!». Завершился он триумфом исполнителей из внутренних войск, которые взяли и Гран-при, и четыре первых места из шести в различных номинациях. А все потому, что культура и искусство в войсках в почете: ежегод­но проходят смотры-конкурсы духовых оркестров, ансамблей песни и пляски, солдатской самодеятельности, авторов-исполнителей. Заслуженный работник культуры Российской Федерации генерал-лейтенант В. Новожилов со знанием дела отладил и эту «си­стему»...

            Особая забота — дети, семьи боевых товарищей, погибших при выполнении боевых задач: на летние каникулы их группами вывозят на южные моря, на зимние - устраивают новогодние елки, рождественские экскурсии, концерты.

            Валерий Юрьевич Новожилов, приобретая опыт работы в войсках, никогда не перестает учиться. Это тоже суворовское правило: «Генералу необ­ходимо образовывать себя науками». Он окончил Академию государствен­ной службы при Президенте РФ, стал доктором исторических наук. Неудиви­тельно, что при подборе кандидатуры заместителя главнокомандующего по военно-научной работе выбор пал именно на него. Особенность и слож­ность момента была в том, что внутрен­ние войска МВД России готовились к своему 200-летию. Понятно, что столь знаменательная дата должна была вы­звать, во-первых, здоровый служебный энтузиазм в каждом солдате и офицере войск, а во-вторых, повышенный интерес в обществе к силовой структуре, которая всегда находится на острие жизненных коллизий.

            Два века славной боевой истории войск правопорядка - это не только кладезь бесценного опыта, но и мощный вдохновляющий импульс для поколений нынешнего и будущих. Именно с таких позиций и был составлен план подготовки к войсковому юбилею, утвержденный главкомом.

             Когда в Санкт-Петербурге, в пре­зидентской библиотеке имени Ельцина проходила интереснейшая научно-практическая конференция, посвя­щенная 200-летию внутренних войск, с докладом на ней выступил доктор исторических наук генерал-лейтенант В. Новожилов. За время подготовки к юбилею он настолько напитался исто­рией ставших для него родными войск, что во время выступления выглядел вдохновенным дирижером симфониче­ского оркестра, исполняющим любимое произведение перед авторитетной и про­свещенной публикой.

            При участии и под руководством генерал-лейтенанта В. Новожилова в канун войскового юбилея вышли в свет уникальные труды. Пяти­томная (в шести книгах) «История внутренних войск МВД России» - издание капитальное, вместившее исследования историков, архивистов, музейных работников и журналистов двухвекового пути российских войск правопорядка.

                 Столь серьезного и объемного труда в войсках еще не создавалось никогда.

                 Другая интереснейшая книга-аль­бом - «Краткая иллюстрированная исто­рия внутренних войск МВД России». Это уже популярный учебник -«букварь». При дефиците времени в службе ны­нешних солдат - срочников, да и кон­трактников, занятых по преимуществу службой, такая книга дает возможность познакомиться с историей войск в форме лаконичной, выразительной, доходчи­вой. Генерал В. Новожилов знает, как по­дойти к обучению и воспитанию разных категорий военнослужащих - от солдата до генерала.

                30-летие выпуска из Ленинградского суворовского военного училища - еще один нынешний юбилей, который за­ставил генерал-лейтенанта В.Новожилова вспомнить не только юные годы, не только прекрасный город - «Петра творенье», но и людей, которые помогли будущему генералу вырасти личностью, человеком правильным, достойным, по­лезным своему Отечеству. Он благодарно помнит своих командиров, учителей, наставников.

               Начальника училища генерал-майора В.И. Шумаева назвал, естественно, пер­вым. А потом стал перечислять одного за другим:

              -  Командир роты подполковник Владимир Григорьевич Костюченко и офицер-воспитатель старший лейте­нант Виктор Васильевич Мартынюк занимались нами сутки напролет, словно собственных семей у них не было. Со мной они очень много возились.

               - Вы что же, хулиганом были, чтобы с вами возиться больше других?

              -  Каким хулиганом - комсомоль­ским активистом! Хотя по тем временам это одно и то же нередко было - самые активные могли вполне и главными бузотерами быть. Непоседливые под­ростки, хоть и в военной форме, что-то могли и учудить. А в такой среде проказы часто граничат с нарушениями воинской дисциплины.

                Все наши преподаватели были людь­ми увлеченными, творческими. Англи­чанка Ангелина Георгиевна Перфильева ставила на английском сценки из... «Свадьбы в Малиновке».

                Биолог Клара Романовна Легкова свои уроки вела как тематические вечера. Представьте - уроки биологии с музыкой и стихами, а стихи, между прочим, ваш покорный слуга, суворовец Новожилов, на магнитофон записывал. Так на фоне художественных образов нас учили до­рожить жизнью.

                Математик Ирина Петровна Сократилина, заслуженный учитель РСФСР, сразу заявила: «Мальчики, я вас застав­лю бредить математикой». Внимание она уделяла всем без исключения. Слова М. Ломоносова над классной доской до сих пор перед глазами: «Математику потому любить следует, что ум в порядок приводит».

               Преподаватель русского языка и литературы Наталия Леонидовна Бечик приучала не просто читать, но размышлять над каждой фразой. Этот навык помог совершенно неожиданно, когда молодым лейтенантом, еще не имеющим собственного жизненного опыта, приходилось разбираться в сложных жизненных ситуациях своих подчиненных.

              Физик Виктор Васильевич Дейко ввел новую систему оценки знаний -порой за урок кто-то получал до семи «двоек» за мелкие недочеты, ошибочки в формулировках, но за урок выходила «пятерка». Другими словами, нас застав­ляли «шевелить мозгой», зато в конце занятий эмоции были почти всегда по­ложительными.

              И химик, старший преподаватель майор Олег Федорович Козловский, никогда не заставлял зубрить. Каждому давал столько своего мудреного пред­мета, сколько суворовец мог переварить, усвоить...

             Генерал В. Новожилов вспоминает своих учителей - наставников и взгляд его теплеет: о дорогом для себя говорит. Никого он не забыл из той своей суво­ровской юности.

             Учителя истории Ларису Ивановну Потапову вспоминал с благодарностью и на защите своей кандидатской - это даже в протоколе отмечено. А с Ниной Никитичной Кекшиной он переписыва­ется с 8 класса до сих пор, до генераль­ских погон. Кто из нас может похва­литься такой любовью-памятью к своим учителям?

             23 сентября 1980 года «Комсомоль­ская правда» в заметке «Это гордое имя «суворовец» назвала его среди бу­дущих офицеров, добившихся лучших показателей в учебе. Два года подряд суворовец Новожилов получал значки ЦК ВЛКСМ «За отличную учебу», объ­являлся победителем социалистического соревнования.

             Другие нынче времена, другие реа­лии. Но привычка-стремление быть лучшим, не болтаться в середнячках, в «серенькой массе» у него остается. И словом, и делом, и личным примером генерал В. Новожилов старается укре­плять авторитет своих войск, человека в военной форме. Воспитание, культура, наука - вся многосложность воздействия на военного человека в поле зрения за­местителя главнокомандующего...

             В своем историографическом ис­следовании «Формирование духовной культуры русской армии в XIX - начале XX века» он писал: «Духовная культура армии, выработанная столетиями, всегда была органичной частью поведенческой культуры общества. В современных условиях наблюдается растущий инте­рес к культуре военнослужащих XIX века. Это объясняется тем, что коренное реформирование государства и армии сопровождается определенными из­менениями нравственных ориентиров в обществе...

              К сожалению, в нынешней армии большой урон сплоченности и духовной культуре воинских коллективов нанес уход части наиболее подготовленных и образованных офицеров из армии, па­дение до предельно допустимого уровня престижности службы и профессии за­щитника Отечества среди молодежи...»

              Когда для военного человека были спокойные времена? Нынешний пере­лом веков тоже наполнен и тревогами, и походами, и боями... Быть готовым к войне - предназначение офицера. Но, следуя главному правилу Суворова, надо «торопиться делать добро». Это, пожа­луй, самый важный вывод, сделанный суворовцем Валерием Новожиловым тридцать лет тому назад, в самом начале его непростого пути к генеральским по­гонам.

             Для Отечества нашего было бы полез­но, если бы все наши военные, от солдата до генерала, сознавали и ощущали себя суворовцами, с молодых лет научались бы побеждать....

 

Борис Карпов