Войска и культура "На боевом посту", март 2009 г.

Журнал «На боевом посту»

Март 2009

Рубрика «Актуальная тема, традиции и творчество»

 

ВОЙСКА  И  КУЛЬТУРА:

 

   Слово «культура» в переводе с латыни означает «возделывание».  Стало быть, воспитывая культурного военного человека,  мы занимаемся, по большому счёту, возделыванием личности. Личности грамотной, социально активной, высоконравственной, осознающей свою национальную идентичность – во всех смыслах гармоничной.

   Отрадно, если молодой солдат, призванный на год срочной службы, достаточно грамотен для своих лет, имеет и определённый культурный багаж. Такой молодой человек не должен чувствовать в войсках свою оторванность от культурной жизни, ему надо дать возможность дальнейшего культурного, духовно-нравственного роста. Если же, напротив, юноша малокультурен, малообразован, войсковые структуры по работе с личным составом просто обязаны уделить такому воину самое пристальное внимание, чтобы он становился под нашим влиянием деятельным, воспитанным, патриотичным гражданином.   

    Мы живём в великой стране великой культуры. Защитники Отечества, солдаты и офицеры, всегда были особо любимы народом, превозносимы.  «До 1825 года все, кто носил штатское платье, признавали превосходство эполет. Чтобы слыть светским человеком, надо было прослужить два года в гвардии или хотя бы в кавалерии. Офицеры являлись душой общества, героями праздников, и, говоря правду, это предпочтение  имело свои основания. Военные были более независимы и держались более достойно, чем трусливые и пресмыкающиеся чиновники» - эти слова А.И.Герцена приводил в своей работе «Армия и культура» известный публицист К.Раш. Он пояснял, что тех офицеров, ту армию принимали не за её золотое шитьё, а за героизм, проявленный в сражениях за Бородино, Лейпциг, Кульм, Дрезден, Париж…

   В другие периоды отечественной истории (а она всегда была многотрудной и жертвенной),  даже несмотря на хулу и очернительство после поражений и неудач в русско-японской, Первой мировой войнах, русское воинство сохраняло свой героический образ, говоря по-нынешнему, имидж,  – вспомним подвиг «Варяга», Брусиловский прорыв…  Советская армия сохраняла драгоценные традиции русского воинства, офицерского корпуса, в то время самого отважного и самого образованного в мире. Традиции, по верному замечанию того же публициста, - это память, а память - воздух культуры и душа армии.

   Воздух культуры и душа войск – мы вправе так определить предмет нашей повседневной работы и неустанной заботы.

   В конце прошлого года отмечалось 90-летие воспитательных структур внутренних войск. Это был хороший повод вспомнить былое и задуматься о действительной перестройке (или реформировании) нашей работы с личным составом.  В прошлом же году главнокомандующий внутренними войсками генерал армии Н.Рогожкин утвердил Наставление по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности внутренних войск – мы получили полноценное и всеохватное руководство к действию. Наконец, в прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры Российской Федерации и Главным командованием внутренних войск МВД России – вспомнились комиссия по военно-шефской работе и другие полезные начинания советского периода.  Снова прослеживается ассоциативный ряд, или, скажем по-другому, логическая цепочка – воспитание личного состава, его морально-боевые, нравственные качества остаются одним из приоритетов в многосложной жизни войск. 

   Если вычленить из всей системы МПО культурно-досуговую работу, то её можно определить как деятельность органов управления войсками по удовлетворению культурных и духовных потребностей, формированию у личного состава средствами культуры и искусства государственно-патриотического сознания, морально-психологических и боевых качеств, а также по организации досуга военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала. 

   В  прошлом месяце в войска был направлен обзор об организации культурно-досуговой работы во внутренних войсках за минувший 2008 год. Наше управление по работе с личным составом собрало и обобщило огромный материал, расставило все плюсы и минусы – в похвалу передовикам и в назидание нерадивым.  Уже в первых строках записано, что «на недостаточном уровне вопросы культурно-досугового обеспечения решались в… Санкт-Петербургском военном институте…» Военный вуз, где многие годы готовились кадры офицеров-политработников для войск, стал с какого-то момента сдавать свои «культурные» позиции.

   Пусть все военные институты готовят сегодня командиров по одинаковым программам. Но ведь  в Санкт-Петербурге весь воздух напитан вековой, великой русской культурой! Неужели за пять лет учёбы в вузе его воспитанники не могут проникнуться ею хоть чуточку больше других? Даже если они всё свое время проводят в стенах альма-матер, неужели там напрочь растрачены традиции, о сохранении которых твердим – традиции святоотеческие, славные боевые, культурные, наконец!  2000 (две тысячи!) участников войскового смотра-конкурса самодеятельной авторской песни боролись за право выступить в его заключительном концерте. А командование Санкт-Петербургского военного института не обеспечило и здесь участие своих представителей. Как тут не вспомнить не такую уж давнюю историю, не напомнить офицерам и курсантам-питерцам, что их выпускник  Герой Советского Союза ротный замполит из софринской  бригады лейтенант Олег Бабак, погибший в Нагорном Карабахе в 1991 году, любил петь под гитару песни собственного сочинения. Не случайно в бригадном музее истории и боевой славы среди личных вещей Героя бережно хранят его гитару. Кто свяжет эти два факта – песни погибшего Героя и полное равнодушие к культурному росту будущих офицеров в престижном военном вузе? Выходит по всему, стали здесь забывать традиции, прервалась связь времён. Печально…

   Оптимизм вселяют ответственность, инициатива, творчество, с которыми взялись за дело подготовки офицерских кадров новый начальник института генерал-майор Сергей Гончар и его заместитель по работе с личным составом полковник Игорь Вареев.  Мы в полной уверенности,  что они выправят положение дел и в культурно-досуговой работе.

   Не станем сегодня детально рассуждать о проблеме подготовки кадров для полноценной воспитательной, а если ещё конкретнее, культурно-досуговой работы – это тема отдельного большого разговора. Напомним лишь, что любой наш офицер – это учитель для солдат, для своих подчинённых. Учить он должен, кроме всего прочего, и личным примером. Принцип «Делай, как я»  всегда важен в отношениях «начальник – подчинённый», «офицер – солдат».

   Но вот всегда ли наш военный учитель готов всецело исполнить отведённую ему такую роль? Если в военной, специальной, технической подготовке он может быть вполне подкован для своей должности и «под задачу дня», то вот высокий уровень культуры офицера вряд ли достижим в короткое время, если говорить о культуре общей, в широком понимании этого многозначного слова. 

   В 90-е годы, увы,  мы многое растеряли из военно-культурного, педагогического багажа советских времён. Не создав нового, отринули «старое». Теперь исследуем огромные пласты досоветских времён, зачастую в культурно-досуговой работе изобретаем велосипед, а за современную массовую культуру держим откровенно низкопробную «попсу».  Оставляет желать лучшего и общий низкий культурный уровень молодёжи, прибывающей в войска для прохождения службы по призыву. Зачастую о культуре говорить не приходится вовсе – скорее о вопиющем бескультурье остаётся сокрушаться. Восемнадцатилетние юноши не читают книг, не знают общеизвестных событий отечественной истории, не умеют писать без грамматических и стилистических ошибок,  косноязычны в общении с ровесниками и командирами.

   Для неумеренных оптимистов, порадовавшихся призыву в войска выпускников гражданских университетов и институтов, замечу, что и их культурный уровень отнюдь не тот, на который мы могли бы рассчитывать, ибо несметное число сегодняшних вузов выписывают дипломы, но не дают глубоких знаний, тем более не развивают общую культуру молодёжи. Становятся нормой бесхарактерность, инфантильность, безответственность сегодняшних юношей.  Лозунг «Армия – школа жизни» наполнился новым, зачастую ущербно-потребительским  содержанием, как новым содержанием наполнилась сама жизнь общества, лишённого идеологии, с пошатнувшимися духовными устоями.

   С учётом того, что солдаты срочной службы теперь призываются всего-то на год, мы, не отказываясь от их воспитания (в процессе боевой учёбы), должны переакцентировать усилия в МПО и его составляющей – культурно-досуговой работе, на сержантов-контрактников, прапорщиков, офицеров и, что важнее важного, - будущих офицеров, нынешних курсантов военных институтов.

   Культурный уровень молодых офицеров и прапорщиков удручающе низок. Если они что-то и читают, то это либо рассчитанная на незрелых тинейджеров так называемая «боевая фантастика», либо ужастики-стрелялки «про Чечню», по которым даже телевизионные сериалы умудряются ставить, но в которых ни правды ни на грош, ни литературы (если чтиво), ни искусства (если фильм).  Таким читателям или зрителям нужен зрячий поводырь в дебрях масс-культуры. Вот, к примеру,  в библиотеке ГДО ОДОН регулярно проходят тематические вечера, читательские конференции, встречи с писателями, вечера поэзии, литературно-музыкальные композиции, лектории. За год таких мероприятий насчитали ровно 24 – по два в месяц. При большой служебно-боевой нагрузке личного состава дивизии это, согласитесь, немало. Всегда, когда иные исполнители в отчётах с мест стараются поразить большими цифрами, я думаю о другом: хорошо, если хотя бы у одного-двух участников культурного мероприятия оно стало событием, оставило добрый след в душе. Это уже положительный результат, если кто-то попросит в библиотеке рекомендованную книгу, кто-то кроме «9-й роты» захочет посмотреть ставшую классикой отечественного кино  «Балладу о солдате» (а если он её видел прежде, то посмотреть другими глазами), а третий будет искать возможность лишний раз попасть в дивизионный музей, где всё напитано историей войск.

   В библиотеке ГДО ОДОН постоянно организовываются выставки литературы, посвящённые знаменательным датам и дням  воинской славы. В читальном зале – 22 наименования журналов и газет. И здесь хочу обратиться к историческому опыту. С 1847 по 1915 год в России выходил журнал «Чтение для солдат», сначала  по шесть номеров ежегодно, а с 1887 года – ежемесячно. Всего вышло 314 книг. Главное место в журнале занимали рассказы и беседы на религиозно-нравственные темы, имевшие целью соответствующее нравственное и патриотическое воспитание личного сотава.  Публиковались рассказы из армейской жизни, описания подвигов русских воинов, статьи о военно-историческом прошлом России.

   Спросите сегодня, все ли читают войсковой журнал «На боевом посту», книги, издаваемые его редакцией.   Уверен, и здесь ответ будет для нас огорчительный… 

   В наших войсках сегодня работают 3 гарнизонных Дома офицеров, 8 гарнизонных клубов и 168 клубов воинских частей, 192 библиотеки. Это громадный плацдарм культурного фронта. Надо его грамотно и эффективно использовать. Скажем, народное творчество, художественную самодеятельность никто не отменял, хотя у большинства юношей нынче уши заткнуты звукопередатчиками многодецибельного «металла». Если и здесь обратиться к истории, то вспомним, что песенники с балалайками  были в подразделении лермонтовского капитана-кавказца Максима Максимыча в начале XIX века, солдат Иван Бровкин со своей любимой гармошкой не расставался в Советской армии 50-х годов прошлого уже века.  Присмотритесь – и сегодня среди ротных запевал можно встретить тех, кто поёт «не из-под палки», не по приказу, не только строевые песни на стылом и постылом полковом плацу. Ну а песня, как известно, «нам строить и жить помогает…» Вот почему мы ежегодно проводим войсковой смотр-конкурс самодеятельной песни. Убеждаемся – не оскудели войска талантами.

   Развиваются и профессиональные ансамбли.  Стало традицией День внутренних войск 27 марта отмечать большим праздничным концертом в Москве с участием Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск  и ведущих мастеров искусств. По составу участников, по разнообразию и красоте репертуара наши концерты выгодно отличаются в сравнении с аналогичными праздничными мероприятиями других министерств и ведомств. Причина? Высокий авторитет в обществе внутренних войск, осознание важности и ответственности боевых задач, ими выполняемых.

   Наш Академический ансамбль песни и пляски (художественный руководитель - народный артист России генерал-майор внутренней службы Виктор Елисеев)  и специалистами, и зрителями называется в числе лучших, если не самым лучшим, самым сильным по составу, репертуару, мастерству среди профессиональных военных коллективов страны. За последние несколько лет артисты объехали с гастролями многие страны мира. При этом они не забывают «окормлять» и родные войска – десятки концертов только на Северном Кавказе. А ещё одна важная задача ансамбля – быть визитной карточкой ВВ, «краповых беретов», для массового гражданского зрителя. В прошлом году было дано 159 концертов!

   На старшего брата равняются и ансамбли песни и пляски  региональных командований и соединений. Недавно прошёл их первый фестиваль – можно считать, что мы причастны к зарождению новой доброй традиции в области войсковой культуры. Впрочем, традицией этот фестиваль станет, когда пройдёт, по меньшей мере, во второй раз.

   Клубы и Дома офицеров издавна называют очагами культуры. Увы, кое-где жизнь в них едва теплится. Залы используются лишь для доведения приказов, собраний личного состава по различным поводам.

   Но есть и примеры для подражания. Тот же ГДО Отдельной дивизии оперативного назначения за оказание помощи и содействия внутренним войскам в выполнении ими служебно-боевых задач в минувшем году был удостоен премии МВД России. Жизнь здесь кипит: выступает ансамбль песни и пляски, проходят новогодние ёлки и торжественные собрания в праздники, в будние дни репетирует самодеятельность.

   Самых добрых слов заслуживает начальник ГДО капитан Василий Бурмистров. Про таких говорят: человек на своём месте. В Доме офицеров он служил ещё солдатом. Здесь нашёл своё призвание.

   Таким же энтузиастом своего дела можно считать и начальника музея истории и боевой славы ОДОН Наталию Иванову.  Здесь, в прославленной дивизии имени Ф. Дзержинского, много лет служил её отец, старший прапорщик в отставке Юлиан Николаевич Чумаков. Недавно отметивший свое 70-летие, этот труженик культурного фронта, прекрасный художник-монументалист, живописец, график, оформитель своими трудами внёс зримую лепту в пропаганду героической истории внутренних войск, их героев.

Так что Наталия Юлиановна  начала свою работу в музее не с чистого листа: с младых ногтей воспитанная в замечательной военной семье, и дивизию она считает своей «большой семьёй»,  а музей в ГДО – вторым домом.

Так же творчески и инициативно работает в музее Сибирского регионального командования энтузиаст своего дела Зоя Петровна Чамкина.

Что касается связей мастеров культуры с армией, которые были крепки и многогранны в советский период, когда назывались военно-шефской работой, то сегодня и они возрождаются. К нам в части стали приезжать артисты кино и эстрады, представители ведущих телеканалов. К сожалению, в условиях рыночных отношений военнослужащих  стали реже приглашать на свои спектакли драматические и музыкальные театры в больших городах и некоторых  «закрытых» городах, в которых наши части наряду с научными институтами и предприятиями  оборонного комплекса являются градообразующими коллективами. Здесь налаженная военно-шефская работа -  основа успеха в культурном росте и просвещении наших военнослужащих. А для большинства солдат срочной службы, призванных из глубинки, из села, – это вовсе единственная возможность посмотреть «живой»  театр и, может статься, полюбить искусство драмы, балета, оперетты.   

Мы при всём при том не должны впадать в одну вредную крайность. Даже если слово «досуг» трактуется словарями как «свободное от работы время», в нашем случае нельзя стремиться заполнить его абы чем. Желательно, чтобы культурный досуг был тематическим, работал на посильную лепку военного характера. 

Не боясь прослыть эпигоном публициста К.Раша, вновь воспользуюсь цитатой из его работы «Армия и культура», тем более что та статья в своё время была напечатана во всех военных изданиях, штудировалась на всех уровнях.  Удивительное по глубине мысли, провидческое завещание потомкам русский гений-самородок, послуживший Отечеству во многих ипостасях, Михаил Ломоносов оставил в письме к графу Шувалову. Пусть это программно-пророческое завещание, прежде практически неизвестное,  прозвучит со страниц нашего войскового журнала.  Завет Ломоносова состоит из нескольких разделов. Вот основные:

Первое – «о размножении и сохранении российского народа».

Второе – «о истреблении праздности».

Третье – «о исправлении нравов на большем народа просвещении».

Четвёртое –«о сохранении воинского искусства во время долговременного мира».

Комментарии к Ломоносову, как говорится, излишни. Заметим только, что для внутренних войск – войск постоянной готовности, «долговременного мира» практически не бывает. Стало быть, о сохранении воинского искусства помнить надо каждодневно.

«Анализ действенности работы учреждений культуры показывает, что успех любого начинания зависит от ответственности и целеустремлённости, инициативы и активности культурно-досуговых работников, должностных  лиц органов по работе с личным составом, их командиров и начальников» - таким выводом заканчивается обзор, о котором мы сегодня упоминали. Что добавить к сухим, но выверенным словам документа, подписанного аббревиатурой «УРЛС  ГКВВ МВД России»? Много проблем накопилось для ведения серьёзного разговора о культуре, много мыслей созрело. Уверен,  войсковые работники культурного фронта могли бы  с пользой для общего дела высказаться о наболевшем, о каких-то своих задумках. Разговор на тему «Войска и культура» нужно вести постоянно – такова уж особенность нашей работы, которую даже в условиях военной службы регламентировать трудно.  Так давайте же говорить о культуре в войсках, не дожидаясь очередных сборов или выхода директивных указаний.

В культурной деятельности внутренних войск есть немало добрых традиций. При творческом подходе к их сохранению и развитию мы сумеем внести ещё больший вклад в дело воспитания личного состава.

Генерал-майор Валерий НОВОЖИЛОВ,

заместитель начальника управления

по работе с личным составом  ГКВВ МВД России,

доктор исторических наук,

заслуженный работник культуры

Российской Федерации